С 1 января 2025 года упрощенная система налогообложения будет регулироваться новыми правилами. В частности, повысятся лимиты доходов и остаточной стоимости ОС, которые необходимо соблюсти для перехода на «упрощенку». Кроме этого, «подрастут» лимиты, позволяющие не «слететь» с УСН.
Для перехода на УСН с 2025 года должны быть соблюдены следующие условия:
Как и ранее, будут действовать и другие условия. В частности, нельзя: открывать филиалы; допускать, чтобы уставный капитал более чем на 25% состоял из вкладов других организаций и проч. (ст. 346.12 НК РФ).
Для сохранения права на «упрощенку» также требуется соблюдение лимитов и выполнение остальных условий. Так, юрлица и ИП смогут применять УСН в 2025 году, если:
Организации, имеющие филиалы, не могут применять УСН. Однако использовать это положение пп. 1 п. 3 ст. 346 12 НК РФ для досрочного отказа от упрощенки можно, только если филиал создается реально, а не на бумаге.
Спор между инспекцией и ООО вышел из-за вычетов по НДС. Соответствующие декларации подала организация, которая ранее применяла УСН, но потеряла право на упрощенную систему из-за появления филиала. В ходе камералки инспекция проверила, существует ли в реальности этот филиал. Выяснилось, что он создан формально. Так, по заявленному в ЕГРЮЛ адресу подразделение не располагалось – ни вывесок, ни баннеров, ни почтового ящика, ни иных признаков деятельности. Как пояснил собственник помещения, оно сдано в аренду ООО, но пустует, платежи по договору не вносятся. Руководитель филиала не назначался, работников в подразделении также не было (более того, соответствующие должности даже не были предусмотрены штатным расписанием). Отдельный счет филиалу не открывался.
Всё это позволило ИФНС, прийти к выводу, что филиал создан компанией формально, то есть исключительно с целью досрочного изменения режима налогообложения и получения налоговых вычетов по НДС. А поскольку это нарушает положения ст.54.1 НК РФ, налоговая правомерно отказала компании в применении таких вычетов.
При утрате права на ПСН предприниматель считается перешедшим на общую систему налогообложения (ОСНО) с начала налогового периода, в котором ему выдан патент, если он не применяет УСН и ЕСХН (п. ст. 346.45 НК РФ).
За период действия патента он обязан исчислить и уплатить налоги по ОСНО, а именно НДФЛ и НДС. Налоги исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном для вновь зарегистрированных предпринимателей. Пени за несвоевременную уплату налогов (авансовых платежей по налогам) не уплачиваются (п.7 ст. 346.45 НК РФ).
Минфин России отметил, что при переходе с ПСН на ОСНО и исчислении НДС предприниматель не вправе принять к вычету НДС по товарам (работам, услугам), которые он приобрел в период применения ПСН, но не использовал в период применения спецрежима. Нормами Налогового кодекса РФ — это не предусмотрено.
Отметим, что при переходе на общую систему налогообложения предприниматель вправе использовать освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС по ст. 145 НК РФ за период применения ПСН, если выручка за три предшествующих календарных месяца не превысила 2 млн руб.
Стоимость имущества, полученного в дар от близкого родственника, НДФЛ не облагается. Однако они не применяются, когда речь идет о передаче коммерческих объектов между физлицами, имеющими статус ИП.
Как пояснил Арбитражный суд, если предприниматель дарит коммерческую недвижимость близкому родственнику (который также является ИП) и в дальнейшем использует ее в бизнесе, то стоимость такой недвижимости должна квалифицироваться как предпринимательский внереализационный доход, подлежащий налогообложению у одаряемого.
Если фонд рассмотрел материалы проверки, не уведомив об этом страхователя, то принятое решение подлежит отмене.
СФР вынес решение о привлечении организации к ответственности за несвоевременную сдачу отчетности на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ.
Организация обратилась в суд с требованием отменить решение. Страхователь пожаловался на то, что фонд не пригласил его на рассмотрение материалов проверки.
Суд принял доводы работодателя и отменил решение по итогам проверки, указав на следующее. Фонд обязан известить проверяемое лицо о времени и месте рассмотрения материалов проверки (ст. 26.20 Закона № 125-ФЗ). Аналогичное правило закреплено в Методических указаниях, утв. постановлением ФСС от 07.04.08 № 81.
Таким образом, материалы проверки могут быть рассмотрены, а соответствующее решение вынесено только в том случае, если организация (ИП) проинформирована о времени и месте рассмотрения материалов ревизии.
В рассматриваемом случае фонд никакого уведомления страхователю не направлял. Тем самым чиновники ущемили права организации на защиту и обжалование неправомерных действий.
Поскольку СФР нарушил существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки, решение о штрафе является недействительным.
Если плательщик единого сельхозналога воспользовался правом на освобождение от НДС, то самостоятельно отказаться от этого права он уже не сможет. Об этом напоминают специалисты Минфина в письме от 15.10.24 № 03-07-07/99879
По общему правилу организации, перешедшие на уплату ЕСХН, признаются плательщиками НДС. Однако, как гласит статья 145 НК РФ, они могут воспользоваться освобождением от НДС при соблюдении одного из следующих условий:
В пункте 4 статьи 145 НК РФ сказано, что плательщики ЕСХН, воспользовавшиеся правом на освобождение от НДС, не вправе отказаться от использования такого права в дальнейшем. Освобождение от уплаты НДС нужно применять до тех пор, пока доходы от «сельскохозяйственных» видов деятельности (без учета единого налога) за какой-либо год не превысят 60 млн рублей, либо пока организация он не начнет реализовывать подакцизные товары (п. 5 ст. 145 НК РФ).
При этом в Минфине обращают внимание на важную деталь. Если налогоплательщик применяет освобождение от НДС, но выставит покупателю счет-фактуру с выделением суммы НДС, он должен будет заплатить налог в бюджет (подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ).
Специалисты УФНС перечислили типовые ошибки, которые организации и ИП допускают при заполнении платежек на перевод ЕНП — единого налогового платежа. Данная информация поможет налогоплательщикам корректно заполнять расчетные документы.
В региональном УФНС сообщают, что чаще всего плательщики допускают следующие ошибки.
Из-за подобных ошибок Федеральное казначейство передает информацию о платеже с задержкой. А это приводит к несвоевременному отражению данных на едином налогом счете, образованию задолженности и необоснованному взысканию средств.
Все налоги, входящие в ЕНП, перечисляются на единый счет Федерального казначейства по следующим реквизитам:
В каком случае работодатель вправе не выплачивать премию? Можно ли лишить работника премии в качестве дисциплинарного взыскания?
Для начала специалисты Роструда напомнили, из чего состоит зарплата работника (ст.129 ТК РФ):
К последним относятся доплаты и надбавки стимулирующего характера (за выслугу лет, за ученую степень и т.п.), а также премии (за выполнение конкретной работы, по итогам отчетного периода и т.п.).
Основания для лишения премии трудовым законодательством не установлены. Вместе с тем, работодатель в своем локальном акте может установить следующие основания для депремирования:
Можно ли лишить работника премии в качестве дисциплинарного взыскания? Нет, нельзя. Такой вид дисциплинарного взыскания, как лишение премии, не предусмотрен трудовым законодательством.
В перспективе штрафы за отдельные налоговые правонарушения целесообразно заменить на предупреждение. Такое предложение содержится в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.
Предупреждение является наиболее легким видом наказания. В настоящее время такой меры ответственности в Налоговом кодексе нет.
Данное наказание предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях. Предупреждение выносится за впервые совершенное административное правонарушение при соблюдении двух условий:
Минфин предлагает рассмотреть вопрос о целесообразности и возможности внедрения в налоговые правоотношения института предупреждения. Как уточняют в министерстве, такая мера направлена на снижение налоговой нагрузки на бизнес.