Подписан закон, устанавливающий размеры страховых взносов для отдельных категорий плательщиков.
Размер фиксированных страховых взносов на ОПС и ОМС, уплачиваемых ИП, нотариусами, адвокатами и иными лицами без наемного персонала, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ и зарегистрированными в ИФНС на территориях новых субъектов РФ — ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, в совокупности составит:
• 14 400 рублей — за 2023 год;
• 25 200 рублей — за 2024 год;
• 36 000 рублей – за 2025 год.
Начиная с 2026 года фиксированные взносы с указанных лиц будут взиматься по общим правилам, установленным п. 1.2 ст. 430 НК РФ.
Предприниматели без работников (ИП, нотариусы, адвокаты и иные лица, поименованные в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ) из числа получателей пенсий за выслугу лет и по инвалидности согласно Закону от 12.02.1993 № 4468-1 будут уплачивать взносы на ОМС по нормативу 19,8922 процента от совокупного фиксированного размера страховых взносов.
Уточнен порядок определения размера взносов на ОПС и ОМС главами крестьянских (фермерских) хозяйств.
Изменения коснутся и плательщиков взносов, у которых есть иностранные сотрудники, подлежащие согласно международным договорам РФ отдельным видам обязательного соцстрахования. Взносы с выплат указанным работникам теперь должны исчисляться отдельно по каждому виду обязательного страхования. Размеры платежей определяют в процентах от суммы взносов, рассчитанных от единого тарифа либо от аналогичного пониженного тарифа. Применят следующие показатели:
• на ОПС – 72,8 процента;
• на ОСС – 8,9 процента;
• на ОМС – 18,3 процента.
В последний день июля был опубликован Федеральный закон от 31.07.2023 № 389-ФЗ. Закон содержит много поправок, которые касаются «упрощенщиков» и ИП на патенте. Среди новшеств — правила уменьшения налога на страховые взносы. Так, определено, в каких случаях пересчитают сумму уменьшения, указанную в уведомлении и к какому периоду относятся взносы, уплаченные в первый рабочий день января. Об этих и других изменениях читайте в нашей статье.
Комментируемый закон вступил в силу 31 июля, в день официального опубликования. С этого дня начала действовать новая редакция пункта 1.2 статьи 346.51 НК РФ. Согласно ей налог при ПСН уменьшается на:
В новой редакции НК РФ отдельно оговорена ситуация, когда срок уплаты страховых взносов «за себя» приходится на первый рабочий день следующего года. В этом случае взносы считаются «подлежащими уплате» в текущем, а не в следующем году.
Также появилось правило на случай, когда взносы «за себя» за расчетные периоды до 2023 года были перечислены после 31 декабря 2022 года. Такие взносы уменьшают налог (авансовые платежи) за периоды 2023 — 2025 годов.
Новые правила применяются как для «упрощенки», так и для патентной системы (новая редакция п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ и п. 1.2 ст. 346.51 НК РФ, вступает в силу с 31.07.2023).
По общему правилу, «упрощенщики» с объектом «доходы» могут уменьшить налог на сумму взносов, но не более чем на 50%. Исключение сделано для ИП, которые не производят выплат физическим лицам (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ). Отсюда можно сделать вывод: предпринимателям без работников разрешено уменьшать налог на взносы без ограничений. С подобным выводом соглашались и чиновники (см., например, письмо Минфина от 27.03.20 № 03-11-11/24497; «ИП на УСН‑6% уволил всех работников: с какого периода можно учесть взносы «за себя» без ограничений?»).
Аналогичное правило действует и для ИП на патенте. Ограничение в 50% установлено для всех, кроме предпринимателей, не производящих выплат физлицам (п.1.2 ст. 346.51 НК РФ). Напрашивается вывод, что ИП без персонала уменьшают стоимость патента без ограничений.
Данный порядок изложен в новой редакции пункта 1.2 статьи 346.51 НК РФ (вступает в силу 1 января 2024 года).
Работодатель, который не окажет содействие в организации оповещения и явки мобилизованного в военкомат, может быть оштрафован!Соответствующие изменения в КоАП Госдума приняла в третьем чтении 25 июля. Кроме того, депутаты десятикратно повысили штрафы за нарушения, связанные с воинским учетом.
Напомним, что все организации, независимо от форм собственности, обязаны вести воинский учет. В частности, передавать в военкомат сведения о призывниках и военнообязанных: о приеме на работу, увольнении, изменении личных данных и проч.
Также работодатели должны оповещать сотрудников о вызовах в комиссариат и обеспечивать им возможность явки в места, указанные в повестках (подробнее см. «Как работодателю организовать воинский учет, когда и о чем отчитываться перед военкоматом»).
Сейчас штраф за нарушение упомянутых требований предусмотрен только для должностных лиц организации. Санкции для них составляют:
Ужесточение ответственности!
Принятый Госдумой закон кратно увеличивает штрафы за связанные с воинским учетом нарушения, а также вводит новые санкции.
А если работодатель не сообщит сотруднику о повестке или не даст ему возможности своевременно явиться военкомат, то по новым правилам накажут не только должностное лицо, но и саму организацию. В этом случае штраф составит:
Такие же штрафы предусмотрены за неотправку списков юношей, которым исполняется 17 лет.
Кроме этого, введен новый состав правонарушения — неоказание содействия военкоматам при объявлении мобилизации (новая статья 19.38 КоАП РФ).
Согласно этой норме, если работодатель не обеспечит своевременную явку работника, подлежащего призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части на военную службу, то ему выпишут штраф в следующем размере:
Закон вступит в силу с 1 октября 2023 года.
Если организация (физлицо) «переехала» в другой регион, то транспортный налог нужно будет платить в новую инспекцию с первого числа следующего месяца. Закон с такой поправкой в Налоговый кодекс принят в окончательном чтении.
Как известно, транспортный налог и авансовые платежи перечисляются по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ст. 363 НК РФ). Местом нахождения наземных ТС признается либо место нахождения организации, либо место жительства физлица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
Вместе с тем вопрос, в какую инспекцию нужно перечислять налог в случае переезда налогоплательщика, законодательством урегулирован не был.
Теперь в Налоговом кодексе закреплено, что в такой ситуации сумма налога (авансового платежа) исчисляется по новому месту нахождения ТС начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошли указанные изменения.
Другими словами, если налогоплательщик переехал в новый регион, то транспортный налог за месяц переезда нужно уплатить по старому адресу, а уже с 1-го числа следующего месяца — по новому месту нахождения транспортного средства.
Со следующего года налогоплательщики смогут получать социальный вычет, в том числе по расходам на обучение супруга (супруги). Соответствующий закон Госдума приняла в третьем чтении 21 июля.
Напомним, что по действующим правилам налогоплательщик вправе воспользоваться вычетом:
В скором времени в перечень лиц, расходы на обучение которых уменьшают налоговую базу по НДФЛ, будут включены также супруги. Обязательное условие — муж (жена) налогоплательщика обучается по очной форме.
Согласно принятому закону, данный вычет можно будет получить в отношении расходов, понесенных с 1 января 2024 года.
Расскажем, кого затронули новшества, как подготовиться к новым правилам!
С 01.07.2023 налогообложение акцизами операций с сахаросодержащими напитками должно производиться в соответствии с гл. 22 «Акцизы» НК РФ. Чтобы узаконить это новшество, Федеральным законом от 21.11.2022 N 443-ФЗ внесены поправки в ст. 181 НК РФ, дано определение новому подакцизному товару и установлена ставка акциза.
Для малого бизнеса новшества станут обязательными с 1 октября 2023 года.
ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
Для субъектов малого бизнеса законодатели предусмотрели дополнительное время на подготовку к переходу на новые правила — с 01.07.2023 по 30.09.2023 определенные операции, связанные с сахаросодержащими напитками, освобождены от уплаты акциза.
Чтобы воспользоваться этим послаблением компании и ИП должны быть включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.10.2022 (ст. 13 Федерального закона от 21.11.2022 N 443-ФЗ).
ПЛАТЕЛЬЩИКИ АКЦИЗОВ НА СЛАДКИЕ НАПИТКИ
Новый порядок затрагивает производителей сахаросодержащих напитков (компании и ИП), которые совершают операции, указанные в пп. 1-13 п. 1 ст. 182 НК РФ, в том числе:
• реализацию произведенной продукции;
• передачу ее для собственных нужд;
• передачу произведенной продукции на переработку на давальческой основе;
• передачу на территории России произведенных товаров в уставный капитал организаций;
• ввоз продукции на территорию
РОЗНИЧНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ НАПИТКОВ
С 01.07.2023 производители, реализующие сахаросодержащие напитки через магазины розничной торговли, обязаны уплачивать акциз. Уплата производится по местонахождению головной компании в день передачи товаров магазину
При розничной реализации подакцизных сахаросодержащих напитков:
• применять ККТ обязательно
• в кассовом чеке для обычных физлиц указывать сумму акциза не нужно .
Компании и ИП, использовавшие ранее льготу по освобождению от применения ККТ (например, в отдаленных и труднодоступных местностях), до 01.07.2023 обязаны зарегистрировать кассу в установленном порядке, если занимаются или планируют с июля заниматься реализацией сахаросодержащих напитков.
КАК НАСТРОИТЬ КАССУ ПОД НОВЫЕ ПРАВИЛА: РЕКОМЕНДАЦИИ ФНС
Перерегистрацию рекомендуется проводить через программное обеспечение производителя ККТ. Также необходимо внести изменения в настройки ККТ в личном кабинете ФНС.
В любом случае потребуется проверить рабочее место кассира и внести признак подакцизности в номенклатуру сахаросодержащих напитков через настройку карточки товара в кассовой программе (внести изменения в имеющиеся карточки или создать новые с признаком «Подакцизный товар»).
Ставка составит 7 рублей за литр.
Как изменится срок действия фискального накопителя после перерегистрации ККТ для продажи сладких напитков?
При перерегистрации ККТ по причине начала реализации подакцизных товаров срок действия ключа фискального признака фискального накопителя на 36 месяцев пересчитывается до 410 дней (13 месяцев).
Исключение!Сахаросодержащие напитки не признаются подакцизными товарами,если изготовлены и упакованы компаниями и ИП,оказывающими услуги в сфере общественного питания(пп.23 п.1 ст.181 НК РФ).
Компенсация за использование работником личного автомобиля в служебных целях учитывается в расходах в пределах установленных норм. В данных нормах учтены все расходы, которые возникают в процессе эксплуатации транспорта — износ, ГСМ, ремонт и т.д. Поэтому дополнительно «приплюсовывать» к установленным нормам какие-либо затраты (например, на бензин) нельзя. Об этом предупреждает Минфин в письме от 29.06.23 № 03-03-06/2/60502.
Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей относятся к прочим расходам организаций (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Данная компенсация включается в налоговую базу по налогу на прибыль в пределах норм, утвержденных постановлением правительства РФ от 08.02.02 № 92. Норма для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см. включительно составляет 1200 руб. в месяц, а свыше 2000 куб. см. — 1500 руб. в месяц.
Как отмечают в Минфине, в нормах компенсаций учтено возмещение всех затрат, возникающих в процессе эксплуатации авто (износ, горюче-смазочные материалы, ремонт). Соответственно, если организация дополнительно оплачивает стоимость ГСМ и ремонта автотранспорта работника (помимо компенсации за использование авто), она не может списать эту стоимость на расходы.
Индивидуальный предприниматель, который применяет патентную систему налогообложения, заключает договоры подряда с самозанятыми физлицами (плательщиками налога на профдоход). Нужно ли учитывать самозанятых при расчете лимита работников в целях применения ПСН? Этот вопрос Минфин рассмотрел в письме от 07.06.23 № 03-11-11/52689.
Как известно, ИП на патенте вправе привлекать наемных работников (в том числе по договорам гражданско-правового характера). При этом средняя численность работников за год не должна превышать 15 человек по всем видам деятельности, которые ИП перевел на патент (п. 5 ст. 346.43 НК РФ).
В то же время в Минфине напоминают: применять спецрежим для самозанятых вправе физлица (в т.ч. ИП), которые не имеют работодателя. Об этом говорится в части 7 статьи 2 Федерального закона от 27.11.18 № 422-ФЗ. Из сказанного можно сделать вывод, что ИП на ПСН не должен учитывать самозанятых при расчете лимита численности работников.
Напомним, что ранее Минфин высказывал аналогичную точку зрения, но с другой аргументацией (см. «Нужно ли для лимита работников при патенте учитывать подрядчиков‑самозанятых: позиция Минфина»).
Длительное сотрудничество с самозанятым лицом, как и ежемесячная выплата вознаграждения могут свидетельствовать о том, что между организацией и физлицом фактически существуют трудовые отношения. Главная цель такой схемы — незаконная минимизация страховых взносов и НДФЛ. Основные признаки, по которым налоговики выявляют подмену трудовых отношений гражданско-правовыми, перечислили специалисты УФНС по Забайкальскому краю.
О том, что договоры ГПХ с самозанятыми заключаются для прикрытия оплаты труда работников, могут свидетельствовать следующие обстоятельства:
Налоговики считают, что перечисленные признаки характеризуют плательщика НПД как лицо, фактически лишенное предпринимательской самостоятельности в ведении своей деятельности. При наличии этих признаков проверяющие решат, что между заказчиком работ и самозанятым исполнителем фактически сложились трудовые отношения.