Иностранные граждане могут зарегистрироваться на территории РФ в качестве предпринимателей, только если они временно или постоянно проживают в России, т. е. если у них есть разрешение на временное проживание (РНВ) либо вид на жительство (ВНЖ).
Кроме того, отдельными видами деятельности иностранцы не вправе заниматься. В частности, это:
Разрешение на тот или иной вид деятельности для иностранных граждан регулируется федеральным законом о соответствующем виде деятельности.
Для регистрации в качестве ИП иностранцу потребуется представить те же документы, что и гражданину РФ, а именно:
Дополнительно к перечисленным документам иностранцу потребуется подать копию документа, подтверждающего право иностранного гражданина временно или постоянно проживать в России.
Все документы должны быть переведены на русский язык, а перевод нотариально удостоверен.
Документы можно представить следующими способами:
Инспекция должна зарегистрировать иностранца в качестве ИП в течение трех рабочих дней с момента подачи всех необходимых документов.
В ФНС России напомнили, что при аннулировании или завершении срока действия РНВ или ВНЖ налоговый орган исключит иностранца из ЕГРИП.
Отметим, что временно пребывающие в России иностранцы не вправе встать на учет в качестве ИП (см. письмо Минфина России от 17.11.2021 № 03-12-09/92807). Однако если они являются гражданами Украины или государств – членов ЕАЭС, то такие лица могут вести деятельность в качестве самозанятых без статуса ИП. Для этого нужно встать на учет в налоговом органе в качестве плательщиков НПД.
В России действует обязательная маркировка отдельных видов одежды и белья. С 1 марта 2025 года перечень товаров будет расширен (постановление Правительства России от 29.06.2024 № 883). Маркировать потребуется:
С 1 марта 2025 года ввод в оборот перечисленных немаркированных товаров, а также их оборот и вывод из оборота запрещается ( пп. «а» п. 4 изменений, утв. постановлением Правительства России от 29.06.2024 № 883). При этом оборот и вывод из оборота остатков немаркированных товаров (на 01.03.2025) разрешен до 31.07.2025 включительно. Хранить, перевозить и маркировать остатки товаров можно до 31.10.2025 включительно. Ввести остатки в оборот необходимо до 30.11.2025 включительно (пп. «в» п. 1, п. 5 изменений, утв. постановлением Правительства РФ от 29.06.2024 № 883).
Товары, приобретенные до 28.02.2025 включительно и выпущенные таможенными органами для внутреннего потребления или реимпорта, необходимо промаркировать до 30.06.2025 включительно. До 30.09.2025 включительно необходимо передать в "Честный знак" сведения об их маркировке и ввести в оборот.
В настоящее время в Госдуме РФ на рассмотрении законопроект № 577665-8, которым вносятся изменения в НК РФ. Поправки затрагивают, в частности, правила исчисления имущественных налогов (транспортного, земельного, налога на имущество) для физлиц (в т. ч. ИП). Некоторые изменения могут начать действовать уже в этом году.
Основаниями для пересчета названных налогов могут быть:
Поправки, предусмотренные законопроектом, уточняют процедуру перерасчета налога по инициативе налогоплательщика. Физлица (в т. ч. ИП) могут инициировать перерасчет налога (при наличии оснований для этого), обратившись с соответствующим заявлением в налоговый орган (п. 26, 30, 32 ст. 2 законопроекта).
Форму заявления, порядок его заполнения и формат представления в электронном виде утвердит ФНС России. Подать заявление можно будет в письменном виде (непосредственно в налоговый орган или через МФЦ) или в электронной форме.
К заявлению физлицо вправе приложить документы, подтверждающие основания для перерасчета налога. В то же время их непредставление не будет препятствовать рассмотрению заявления. В подобном случае инспекция самостоятельно направит запросы в смежные ведомства о получении необходимой информации.
Заявление о перерасчете налоговый орган должен рассмотреть в течение 30 рабочих дней. При направлении запроса в иные ведомства этот срок руководителем (заместителем руководителя) инспекции может быть продлен еще максимум на 30 рабочих дней.
По итогам рассмотрения заявления инспекция направит физлицу уведомление о перерасчете исчисленного налога или об отказе в перерасчете. Форму уведомления о перерасчете ранее исчисленного налога утвердит ФНС России.
При положительном решении по заявлению инспекция направит физлицу новое налоговое уведомление, сформированное по результатам перерасчета. Заплатить налог по такому уведомлению необходимо не позднее 28-го числа третьего месяца, следующего за месяцем, в котором оно сформировано (п. 72, 77, 80 ст. 2 законопроекта).
Напомним, в общем случае срок для уплаты физлицами имущественных налогов – 1 декабря года, следующего за истекшим годом налоговый орган присылает заранее. Возможна ситуация, когда на момент перерасчета налогоплательщик уже уплатил налог в большей сумме по первоначальному уведомлению. Будет ли в этом случае направляться требование и что будет в нем отражено, из поправок в НК РФ не вполне ясно. Может быть, этот вопрос разрешится после утверждения формы уведомления о перерасчете налога.
Изменения в указанной части должны вступить в силу с 01.01.2025 (ч. 4 ст. 19 законопроекта).
Напомним, что перерасчет имущественных налогов правомерен только в сторону уменьшения величины платежа. Перерасчет проводится не более чем за три налоговых периода, предшествующих году направления налогового уведомления в связи с таким перерасчетом.
От уплаты налога на имущество освобождены физлица (в т ч. ИП), названные в п. 1 ст. 407 НК РФ. Напомним, что освобождение распространяется только на один объект налогообложения по выбору физлица и не действует в отношении объектов административно-делового, торгового и бытового назначения, включенных в перечень имущества, облагаемого по кадастровой стоимости.
Поправками планируется дополнить список льготников следующими категориями лиц (п. 78 ст. 2 законопроекта):
1) лица, принимающие (принимавшие) участие в СВО, а именно: граждане, проходящие службу в войсках национальной гвардии РФ и имеющие специальные звания полиции, сотрудники органов внутренних дел РФ, граждане, заключившие контракт о пребывании в добровольческом формировании либо заключившие контракт с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ;
2) лица, выполняющие (выполнявшие) возложенные на них задачи на территориях Украины, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в период проведения СВО (сотрудники Следственного комитета РФ, Федеральной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы РФ, органов принудительного исполнения РФ, сотрудники органов внутренних РФ, прокуроры, прокурорские работники);
3) лица, проходящие службу в войсках национальной гвардии РФ и имеющие специальные звания полиции, сотрудники органов внутренних дел РФ, выполняющие (выполнявшие) задачи по оказанию содействия органам ФСБ на участках, примыкающих к районам проведения СВО;
4) члены семей перечисленных лиц или лиц, относящихся к ветеранам боевых действий, погибших (умерших) в период участия в СВО;
К числу погибших относятся также лица, умершие до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы по причине увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими во время проведения СВО.
5) члены семей лиц, погибших (умерших) в связи с участием в боевых действиях в составе Вооруженных Сил ДНР, Народной милиции ЛНР, воинских формирований и органов ДНР и ЛНР с 11 мая 2014 года;
6) члены семей граждан, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ, военнослужащих, принимающих (принимавших) участие в СВО, военнослужащих спасательных воинских формирований, выполняющих (выполнявших) возложенные на них задачи на территориях Украины, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в период проведения СВО, военнослужащих органов ФСБ и войск национальной гвардии РФ, непосредственно выполняющих (выполнявших) задачи по обеспечению безопасности РФ на участках, примыкающих к районам проведения СВО, военнослужащих органов ФСБ, органов государственной охраны, проходящих военную службу на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, либо направленных (командированных) на срок не менее трех месяцев для временного исполнения обязанностей по вакантным воинским должностям на указанных территориях.
Уточнено, что льгота в виде освобождения от уплаты налога на имущество для членов семей перечисленных лиц предоставляется только за период участия гражданина в СВО. Таким периодом признается налоговый период (календарный год), в течение которого лицо было привлечено к участию в СВО независимо от срока такого участия в течение этого налогового периода.
К членам семей военнослужащих относятся супруг (супруга), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении.
Поправки в этой части вступят в силу с даты официального опубликования закона (ч. 1 ст. 19 законопроекта). Они распространяются на налоговые периоды 2022-2023 гг. (ч. 10 ст. 19 законопроекта). Соответственно, новые льготные категории лиц, уплатившие за указанные годы налог на имущество, вправе будут подать в инспекцию заявление на возврат переплаты. Она должна быть отражена на едином налоговом счете в личном кабинете налогоплательщика.
Оценка соответствия заявителя требованиям для выдачи ему алкогольной лицензии не может превышать общие сроки, отведенные на решение о выдаче, продлении или переоформлении лицензии, то есть 60 календарных дней.
Решение о выдаче, переоформлении или о продлении лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции принимается лицензирующим органом в течение 30 календарных дней со дня получения от заявителя документов для получения этой государственной услуги.
В некоторых случаях, когда нужна дополнительная экспертиза, срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней. Таким образом, максимальный срок решения о выдаче, переоформлении или продлении лицензии либо об отказе в этом ограничен 60 календарными днями.
Поскольку процедура оценки соответствия заявителя лицензионным требованиям и (или) обязательным требованиям является частью предоставления государственной услуги, сроки ее проведения не могут превышать общие сроки решения о выдаче, продлении или переоформлении лицензии.
Правила проведения оценки соответствия заявителя лицензионным требованиям утверждены постановлением Правительства России от 31.03.2022 № 541 (далее – Правила).
В случае установления лицензирующим органом при проведении оценки несоответствия лицензионным и (или) обязательным требованиям составляется акт оценки. Если заявитель, в отношении которого проводилась проверка, не согласен с актом оценки, оформленным лицензирующим органом по результатам такой проверки, он может подать возражение в лицензирующий орган в течение 15 календарных дней со дня получения акта.
В Минфине России отметили, что если такое возражение поступило после принятия решения о выдаче, переоформлении или продлении (отказе в выдаче, переоформлении или продлении) лицензии, оно может быть рассмотрено при обжаловании решения лицензирующего органа в соответствии со ст.22 Закона № 171-ФЗ. Таким образом, срок оценки соответствия заявителя лицензионным требованиям не продлевается в случае подачи заявителем возражения. Такое возражение рассматривается за пределами этого срока в рамках обжалования решения лицензирующего органа.
Если треть чеков за месяц являются чеками коррекции или имеют признак «возврат прихода», налоговики могут провести внеплановую проверку ККТ. Есть и другие поводы для такой проверки.
По общему правилу, до конца 2024 года налоговики могут проверять ККТ только с разрешения прокуратуры. Но из данного правила есть исключение. Если в рамках выездного обследования обнаружены признаки нарушений, инспектор вправе незамедлительно провести контрольную закупку. Причем, выносить решение о проведении закупки не требуется.
К кому ревизоры придут в первую очередь? Контролеры могут дистанционно выявить аномалии в расчетах при применении ККТ. В этом им помогает риск-ориентированный подход. Напомним: министерства и ведомства разрабатывают и утверждают индикаторы риска нарушений в области защиты прав потребителей (п. 1. ч. 10 ст. 23 Федерального закона от 31.07.20 № 248-ФЗ). Это некий набор показателей, при выявлении которых контролеры могут прийти к налогоплательщику с внеплановой проверкой.
Перечень индикаторов риска по связанным с ККТ нарушениям утвержден приказом Минфина от 06.06.23 № 88н. Согласно этому приказу, сигналом для проверки может стать любой из трех следующих признаков (индикаторов).
Кроме того, поводом для внеплановой проверки может послужить полное отсутствие наличных денежных расчетов, отсутствие зарегистрированной ККТ или ее неприменение, а также жалобы и обращения покупателей.
Если сведения об остатке средств на едином налоговом счете (ЕНС) не сходятся с данными налогоплательщика, он может сообщить об этом через сервис на сайте Федеральной налоговой службы.
Сальдо единого налогового счета — это разница между средствами, внесенными на ЕНС, и налоговыми обязательствами. Оно бывает положительным (в случае переплаты), отрицательным (при наличии задолженности) или нулевым. Информация о состоянии ЕНС отражается в личном кабинете налогоплательщика. Из него можно направить письменное обращение для детализации сведений о счете или запросить справку о сальдо ЕНС.
Если у налогоплательщика возникли вопросы по сальдо ЕНС, он может решить их через сервис «Оперативная помощь: разблокировка счета и вопросы по ЕНС».
В запросе нужно заполнить следующие строки:
После этого инспектор в течении 24 часов (без учета выходных дней) позвонит налогоплательщику для решения вопроса.
Президент РФ подписал Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ, который предусматривает масштабные изменения в системе налогообложения с 2025 года (налоговая реформа). Изменения затронули в числе прочего налог на прибыль и вступят в силу с 01.01.2025. Обозначим наиболее важные изменения.
Изменения касаются повышения как общей ставки для расчета налога, так и некоторых специальных ставок.
Сейчас налог на прибыль большинство организаций рассчитывают по ставке 20 % (п. 1 ст. 284 НК РФ). При этом в период 2017–2030 гг. сумма налога, исчисленная по ставке 3 %, зачисляется в федеральный бюджет, а по ставке 17 % – в бюджет субъекта РФ.
С 01.01.2025 ставка, налог по которой зачисляется в федеральный бюджет, увеличится до 8 %. Соответственно, совокупная общая ставка налога на прибыль составит 25 %. При этом сумма налога, исчисленная по ставке 8 %, подлежит зачислению в бюджет только в 2025–2030 гг. В дальнейшем в федеральный бюджет будет поступать 7 %, а в бюджет субъекта РФ – 18 %.
В настоящее время ИТ-организации, которые имеют госаккредитацию и у которых доля дохода от ИТ-деятельности в общем объеме поступлений по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 70 %, не платят налог на прибыль, т. к. ставка для них составляет 0 % (п. 1.15 ст. 284 НК РФ). С 2025 года по 2030 год (включительно) ставка, по которой такие плательщики будут исчислять налог, составит:
При этом для ИТ-компаний, созданных в результате реорганизации, предусмотрены особенности применения указанной налоговой ставки.
Прибыль иностранных организаций, которая не связана с ведением деятельности в РФ через постоянное представительство, будет облагаться налогом по ставке 25 %. Сейчас налог уплачивается по ставке 20 %. Напомним, что налог в указанном случае исчисляет, удерживает из дохода иностранной компании и перечисляет в бюджет налоговый агент (п. 1 ст. 310 НК РФ).
Так, в отношении прибыли, полученной от деятельности по освоению участков недр, ставка налога установлена в размере 20 %. При этом в 2025–2030 гг. 3 % зачисляются в федеральный бюджет, а 17 % – в бюджеты субъектов РФ. Пониженная ставка применяется при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках деятельности по освоению недр и иных видов деятельности.
Действующей редакцией НК РФ предусмотрено применение повышающих коэффициентов при учете отдельных видов расходов. В частности, с коэффициентом 1,5 учитываются:
Со следующего года такие расходы будут учитываться с коэффициентом 2.
По действующим нормам налог на прибыль (авансовый платеж по налогу), который зачисляется в региональный бюджет, можно уменьшить путем применения инвестиционного налогового вычета (ст. 286.1 НК РФ). Суть его состоит в том, что расходы на приобретение и модернизацию основных средств, на создание объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, пожертвования, перечисленные НКО, государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также иные расходы, поименованные в п. 2 ст. 286.1 НК РФ, в определенных пределах уменьшают налог на прибыль, подлежащий зачислению в бюджет субъекта РФ. См. об этом в статье.
С 2025 года вводится также федеральный инвестиционный вычет (новая ст. 286.2 НК РФ). Этот вычет позволит уменьшать сумму налога на прибыль (или авансового платежа по налогу), подлежащую зачислению в федеральный бюджет.
В федеральный инвестиционный вычет войдут затраты, составляющие первоначальную стоимость основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА), а также величину изменения первоначальной стоимости ОС и (или) НМА в случае их достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения. При этом такой вычет не может превышать 50 % совокупности названных затрат.
Уменьшение налога (авансового платежа) производится в том периоде, в котором введены в эксплуатацию объекты ОС или НМА и (или) изменена их первоначальная стоимость. В результате сумма налога (авансового платежа) может быть уменьшена до нуля.
Если величина вычета превысит сумму налога (авансового платежа) к уплате, то разницу можно учесть в счет уплаты налога (авансового платежа) будущего периода. Однако Правительство России установит максимальный период, в пределах которого правомерно учесть остаток вычета.
Решение об использовании права на федеральный инвестиционный вычет организации необходимо закрепить в учетной политике.
Вычетом смогут воспользоваться также налогоплательщики, входящие в одну группу с лицом, которое произвело расходы на приобретение ОС или НМА (сооружение, изготовление, доставку, доведение до состояния, пригодного к использованию).
При этом не имеют права на федеральный вычет следующие организации:
Отметим, что объекты ОС и НМА, в отношении которых организации воспользовались правом на федеральный инвестиционный вычет, не подлежат амортизации.
В случае выбытия (кроме ликвидации) ОС или НМА, в отношении которых налогоплательщик применил вычет, до истечения срока их полезного использования возникнут определенные налоговые последствия. Так, необходимо будет восстановить и перечислить в бюджет сумму налога, не уплаченную в связи с применением вычета, вместе с начисленными на нее пенями. Пени нужно рассчитать со дня, установленного для уплаты налога.
Если в рассматриваемой ситуации правом на вычет воспользовалась иная организация, которая входит в одну группу с налогоплательщиком, то последний обязан в течение 10 дней сообщить ей о выбытии ОС или НМА. В то же время о последствиях несообщения контрагенту такой информации в законопроекте не сказано.
Таким образом, принятым законом предусмотрены общие положения в отношении нового вычета. При этом Правительство России должно будет установить:
Для этого должны быть приняты отдельные нормативные акты.
Принят закон, которым предусматриваются масштабные изменения налогообложения в 2025 году (налоговая реформа). Поправки затрагивают и НДФЛ. Рассмотрим их подробнее.
Закон вводит для большинства доходов граждан вместо двухступенчатой пятиступенчатую шкалу налогообложения. Ставки НДФЛ с 2025 года будут зависеть от вида дохода и его размера за год:
Такой порядок распространится на большинство доходов физлиц-резидентов (включая основную налоговую базу, то есть доходы по трудовым и гражданско-правовым договорам, выигрыши в азартных играх, лотереях и прибыль от контролируемых иностранных компаний), а также на доходы некоторых категорий нерезидентов (граждан ЕАЭС, ВКС, беженцев, переселенцев, иностранцев, работающих по патенту, а также работающих удаленно за границей РФ).
Поясним новый порядок налогообложения. Повышенные ставки по шкале будут применяться не ко всей сумме полученного дохода, а только к сумме превышения порогового значения. Например, за год сотруднику выплачен доход 7 млн рублей. Значит, сумма:
Для отдельных доходов резидентов остаются две ставки – 13 и 15 процентов:
Это применяется к следующим доходам, полученным:
Каждая из перечисленных налоговых баз считается отдельно, но для определения налоговой ставки берется именно их совокупность. Есть исключения. Так, налоговый агент определяет ставку при расчете НДФЛ с дивидендов исходя из доходов от долевого участия без учета иных выплат. Велика вероятность, что по итогам года налоговый орган доначислит НДФЛ, исходя из совокупности перечисленных налоговых баз, такой подход применялся и ранее.
Но с уверенностью можно сказать, что с учетом изменений с 01.01.2025 в расчет в любом случае не войдет основная налоговая база (т. е. выплата зарплаты и оплата по ГПД), так как для нее предусмотрена иная шкала налогообложения.
При этом отдельные доходы резидендов будут облагаться по прежним ставкам:
Речь идет о доходах:
Во-первых, увеличивается размер стандартного налогового вычета на второго и последующего ребенка, а также на ребенка-инвалида. Если сейчас ежемесячный вычет на второго ребенка составляет 1400 руб., то в 2025 году он станет 2800 руб., а вычет на третьего и последующего ребенка с сегодняшних 3000 руб. увеличится до 6000 руб. Кроме того, с 6000 руб. до 12 000 руб. вырастет вычет на ребенка-инвалида до 18 лет, а также на учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы. Напомним, вычет на ребенка-инвалида суммируется с другими детскими вычетами.
Во-вторых, поднимается пороговое значение, ограничивающее получение детского вычета. Если сейчас детский вычет действует до месяца, в котором доход гражданина достиг 350 000 руб., то в 2025 году этот лимит поднимется до 450 000 руб.
В-третьих, вводится стандартный вычет в размере 18 000 руб. за налоговый период для лиц, выполнивших нормативы испытаний (тестов) комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) и награжденных знаком отличия или подтвердивших этот знак. Условие получения вычета – прохождение диспансеризации в этом же году. Налоговый вычет может предоставить налоговый агент, если налогоплательщик обратился к нему. Причем вычет может быть предоставлен агентом единовременно в любой месяц налогового периода, но при условии, что прохождение ГТО и диспансеризация подтверждены документально.
Законом также предусмотрено увеличение НДФЛ, уплачиваемого гражданином в фиксированном размере с прибыли контролируемых иностранных компаний. За периоды с 2025 года фиксированная сумма прибыли устанавливается в размере:
Законодательные органы субъектов РФ получат с 01.01.2025 возможность увеличивать до 1 понижающий коэффициент 0,7, применяемый для определения дохода от продажи недвижимости. Речь идет о следующем правиле^ если доход от продажи недвижимости ниже его кадастровой стоимости, умноженной на понижающий коэффициент 0,7, то налог рассчитывается не из продажной цены, а исходя из кадастровой стоимости, умноженной на 0,7.
С 2025 года работники, сдавшие нормативы ГТО, смогут получать стандартный вычет по НДФЛ. Соответствующий закон Госдума приняла в третьем чтении 10 июля.
Согласно закону, налоговые агенты будут предоставлять «вычет на ГТО» в размере 18 000 руб. за налоговый период (год). Отметим, что в первой редакции законопроекта было предусмотрено, что вычет составит 500 руб. в месяц (6 000 руб. в год), но ко второму чтению этот лимит пересмотрели.
Воспользоваться новым вычетом смогут физлица, которые:
Вычет будет предоставляться в течение календарного года (с 1 января), в котором работник получил значок ГТО или подтвердил знак отличия. Но только при условии, если налогоплательщик прошел диспансеризации в этом же году.
Налоговый агент вправе предоставить вычет единовременно — сразу за весь календарный год, но не ранее месяца, когда получит подтверждение права на такой вычет.